Карта сайта Написать нам

Тенденции в упаковке мясопродуктов 2013. Поставка оборудования и расходных материалов из Австрии и Германии в Алматы

30 апреля 2013

Современная потребительская упаковка в значительной степени способна сократить степень удаленности производителя мясной продукции и конечного потребителя. Обширный комплекс высокотехнологичного оборудования и упаковочных материалов обеспечивает создание такой пищевой упаковки, которая учитывает не только текущие потребности рынка, но также и возникающие, и прогнозируемые.

Каузальность

В связи с пертурбациями, связанными с «обвалом страны в ВТО», мясоперерабатывающим предприятиям в ближайшее время будет, мягко говоря, не до упаковочных новаций. Однако об актуальности перехода на новые виды потребительской упаковки, которые касаются всего ассортиментного ряда производимой мясной продукции, производителям не дадут забыть розничные сети.

Продукты мясной категории тем хороши, что будут востребованы всегда. Другое дело – постоянство большого спроса, на который решающее влияние оказывает цена. По большому счету, конечному потребителю все равно, поддерживать ли отечественного производителя или предпочесть продукцию из импортируемого сырья, если стандарт качества и безопасности, равно как и надлежащая упаковка, будут гарантировать ему по доступной цене качество и безопасность.

Успешность бизнеса продуктовой розницы зависит от спроса конечного потребителя. Поэтому в своих предпочтениях в предоставлении полок под тот или иной мясной продукт она руководствуется такой же упрощенной схемой выбора, как и конечный потребитель. Разумеется, с усугублением требований ритейл-бизнеса к сфере логистики и маркетинга.

Исходя из таких предпосылок очевидно, что продление сроков годности при сохранении качества и безопасности мяса и мясных продуктов является приоритетным требованием сетевой розницы. Резюмируя можно сказать, что для упаковочной отрасли это наиважнейшая задача из ряда текущих и возникающих задач. Причем ее актуальность будет возрастать по мере продвижения сетевой розницы в регионы.

До поры до времени для производителей мясной продукции, которые ориентированы на ритейл-рынок, задачи стандартизации упаковочных решений и проблемы брендирования продукции не будут текущими - они останутся в категории прогнозируемых задач до момента реальной конкуренции. А она будет таковой, как только мясной бизнес станет клиентом рынка M&A. Бесспорно, процессы слияния и поглощения идут и сегодня, однако количество сделок не приобрело того масштаба, который бы позволил считать мясоперерабатывающую отрасль «де юре» находящуюся на новом этапе рыночного развития.

Поскольку по прогнозам операторов рынка мясной бизнес будет укрупняться, то в результате этого процесса небольшие предприятия либо уйдут с рынка, либо займут свои ниши, которые уже сейчас освобождаются за счет сокращения крупными производителями ассортиментного ряда.

«С 2007 г. мы уже наблюдаем на рынке сокращение ассортимента продукции, – говорит Михаил Фоломин, директор управления маркетинга мясной фабрики «Фаворит». – Большинство крупных производителей уже пришли к тому, чтобы оставить в своем портфеле только лидирующие позиции и сокращать те, которые приносят меньший экономический эффект. Этому процессу в немалой степени способствует и развитие сетевой торговли: места на полках супермаркетов все меньше, а стоимость этих полок все дороже».

В любом случае, создание брендов будет выгодно как крупным производителям, работающим с сетями, так и небольшим заводам, специализирующимся на нишевой продукции.

«Газовые» тенденции

Помимо вышеизложенных факторов, в конечном счете влияющих на выбор упаковочного решения, технология фасования и вид потребительской упаковки зависят от мясного продукта и от маркетинговых целей производителя. Тенденции европейского рынка свидетельствуют о растущей популярности фасования свежего мяса, мясных полуфабрикатов и готовых изделий в МГС. Причем, ежегодно растет процент перевода «на газ» тех продуктов, которые упаковывались в вакуум.

Например, от упаковывания в вакуум отказываются в том случае, если реализуются дорогостоящие мясные деликатесы в слайсах или изделия с разнообразными присыпками, для которых деформирование при вакуумизации – потеря презентабельного вида. Что крайне нежелательно для продукции, которая позиционируется в сегменте «премиум».

Если мясной продукции повезло со спросом и она не залеживается на прилавках магазинов, то для нее подойдет даже вакуум-упаковка. Но если стоит задача продления сроков годности при сохранении внешнего вида – например, свежего красного цвета сырой говядины, то без МГС с высоким содержанием кислорода (60-85%) не обойтись. Правильно подобранный состав газовой смеси позволяет нейтрализовать пагубное воздействие на мясной продукт анаэробных и аэробных бактерий. Как подчеркивают специалисты компании Linde Gas, состав и концентрация компонентов газовой смеси являются индивидуальными для каждого продукта или группы продуктов (примеры базовых смесей приведены в табл.).

В качестве тенденции, компании, производящие газовые смеси для пищевой отрасли, отмечают рост заказов именно на индивидуальные составы: производителей мясных изделий не всегда устраивают базовые смеси, поскольку они не дают возможности добиться на выходе необходимых характеристик упакованного продукта специфической рецептуры. Также повышаются требования к надлежащей степени очистки газов, точности дозирования компонентов, гарантированной стабильности и однородности газовой смеси.

По заказу, по стандарту

Основными заказчиками мясной продукции, упакованной в МГС, являются торговые сети. Поскольку отечественный рынок сетевой продуктовой розницы еще далек от насыщения, то сетевых магазинов за пределами больших городов не так уж и много, а потребитель приобретает неупакованное свежее мясо на открытых рынках.

Однако опыт европейского ритейла свидетельствует, что сформированные рынки — это рынки стандартизированные. Лимит и дороговизна торговых полок в сетевых магазинах, требования пищевых стандартов, задачи позиционирования бренда, соблюдение сроков годности — все эти факторы выводят в качестве альтернативного упаковочного решения для некоторых категорий мясной продукции термоформованную упаковку.

На сегодня 80% отечественной продукции мясопереработки упаковывается в пакеты с последующей вакуумизацией или термоусадкой. Если приблизительно посчитать соотношение упакованного мяса и продукции мясопереработки по видам упаковки, то термоформованная тара (даже в магазинах крупноформатной розницы - например, «Метро») составляет не больше 5-10%. В такой упаковке реализуют свою продукцию (и то - не всю) такие производители как мясокомбинат «Юбилейный», ОАО «Ятрань», ОАО «Мироновский хлебопродукт» (ТМ «Легко»).

Связано это с тем, со слов Валерия Чернокозинского, директора Ulma Packaging Ukraine, что термоформер — это машина под стандартный продукт. Порционное мясо, нарезка либо сосиски должны быть стандартного размера и веса. К стандартам же наш рынок придет не скоро, а упаковывать нужно все больший ассортимент продукции. Поэтому так распространены пакеты - они дают возможность упаковывать нестандартную продукцию.

Интересным решением может стать новая машина компании Ulma Packaging флоу-вак. Подобная технология уже известна в Европе. Упрощенная схема процесса упаковывания по технологии флоу-вак выглядит следующим образом: по транспортеру движется продукт, параллельно идет пленка и сворачивается в рукав, продукт автоматически попадает внутрь рукава, который заваривается с одной стороны. На выходе получается продукция в том же пакете, только двухшовном. Дальше установлены либо камерная машина, либо оборудование для вакуумирования роторного типа. Затем пакет может термоусаживаться и складываться в транспортную тару. Очевидные преимущества такой технологии для небольших отечественных предприятий дополняются бонусами в виде компактного исполнения машины.

Все для человека

Возвращаясь к требованиям конечного потребителя, следует отметить, что немаловажным моментом в продуманном исполнении потребительской упаковки играют опции, обеспечивающие легкое вскрытие. Особенно это касается порционной упаковки уже готовой мясной продукции - например, мяса в слайсах.

Если учесть тот факт, что постепенно потребительская упаковка эволюционирует в сторону уменьшения порций, то следует учитывать и разнообразные ситуации потребления. Ведь далеко не всегда потребитель имеет подручные средства для вскрытия упаковки, а также не планирует потребить весь продукт сразу. Поэтому мясной продукт в упаковке, которая не только имеет «аппетитный дизайн» и гарантирует свежесть изделия, но и легко и многократно вскрывается/закрывается, явно будет выигрывать в принятии решения о покупке.

Об одном из решений с эффектом easy-open для упаковки в МГС рассказал Артем Варданян, технический директор компании «Винчиторе» (партнеры Multivac в Украине). В процессе изготовления на пленку наносится лазерная перфорация, которая обеспечивает отрыв пленки именно в местах, предусмотренных производителем для вскрытия упаковки. Таким образом, потребитель получает всегда гарантированный результат: аккуратное, легкое открывание упаковки и закрывание ее по фиксированному контуру.

Современный рынок пищевых пленок и фасовочно-упаковочного оборудования может предложить отраслевым производителям разнообразные варианты решений, которые значительно сократят дистанцию доверия конечного потребителя. Однако операторы рынка трезво оценивают возможности украинских пищевиков на текущий момент. Например, как отметил Леонид Карабут, глава представительства компании CFS в Украине, сегодня производители хотели бы упаковывать уже весь ассортимент. Сложность заключается в том, что это достаточно большой ассортимент продукции - но при малых объемах производства по каждой позиции. А упаковку клиенты хотят получить в индивидуальном решении под единицу ассортиментного ряда. Но и эта проблема перейдет в разряд решаемых текущих задач с момента укрупнения рынка.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Атрем Варданян, технический директор компании «Винчиторе» (партнерыMultivac в Украине)

Сегодня на вопрос заказчиков «Можете ли вы упаковать мой продукт?» ответ однозначен — «Можем!». Стратегическая задача лидеров рынка оборудования — смотреть на процесс упаковывания шире, ведь сами технологические процессы давно отшлифованы и нужны новые методы борьбы за качество упаковки. Например, современные упаковочные машины проектируются согласно концепции «гигиенического дизайна». Суть её в том, что все детали, механизмы и их взаимодействие продуманы так, чтобы минимизировать загрязнение машины при эксплуатации и гарантировать идеальную чистоту после мойки. Не менее важным направлением разработки новых машин является уменьшение влияния человеческого фактора на упаковочный процесс.

Леонид Карабут, глава представительства компании CFS в Украине

Тенденции отечественной упаковочной отрасли будут копировать европейский рынок. Разумеется, никто не будет насаждать те решения, для которых либо «еще рано», либо «уже поздно». Рынок эволюционирует. Параллельно с уменьшением порций потребительской упаковки будет идти процесс дивергенции. Например, получит дальнейшее развитие оптовая упаковка мясной продукции в МГС, в которой товар будет доставляться до точки реализации и там уже вскрываться. Это выгодное решение для продукции, имеющей ограниченные сроки реализации без адаптированной упаковки. Конечно, за вакуумной упаковкой останется определенная доля рынка, но для готовой мясной продукции в слайсах будет превалировать технология МГС.

Александр Свириденко, представитель по потребительской упаковке и работе с розничными сетями, Sealed Air Cryovac

Сейчас мы наблюдаем увеличение стоимости сырья и рабочей силы. Это побуждает задуматься о минимизации затрат и потерь. А зачастую, в случае организации процесса упаковывания прямо в супермаркете, потери достигают 15%. Такая упаковка не может обеспечить продолжительные сроки хранения, а также презентабельный внешний вид.

А учитывая то, что потребители становятся более взыскательными к безопасности продукта, его внешнему виду, ритейлеры будут требовать от поставщиков мясных изделий продукцию в соответствующей упаковке. Во многом, удовлетворить этим требованиям можно, используя потребительскую термоформованную упаковку с применением МГС.

Учитывая условия украинской логистики, когда трудно доставить продукт не поврежденным, порой лучше использовать вариант упаковки, основанный на использовании трейсилеров – машин, которые работаю на готовых лотках из прочных барьерных материалов.

Процесс упаковывания будет оптимальным с точки зрения цены в том случае, если ассортимент мясоперерабатывающего предприятия свести к 2-3 позициям. При этом операции нарезки и укладки продукта будут отработаны наилучшим образом – упаковка будет стандартизированной и презентабельной – такой, которую требует ритейл.

Михаил Фоломин, директор управления маркетинга мясной фабрики «Фаворит»

Лидировать на рынке после вступления Украины в ВТО смогут только те производители, которые создадут сильный бренд со своим кругом лояльных потребителей, сформируют сильную сеть дистрибуции и займутся модернизацией производства. Мелкие цеха, продающие небрендированную продукцию, также смогут работать, однако на очень ограниченной части рынка - скорее всего, на локальных рынках и в небольших городах. Вступление Украины в ВТО повлияет на взаимоотношения производителей и розничных сетей. Более того, основная конкурентная борьба с зарубежными производителями после вступления в ВТО развернется именно в рознице.

Юрий Федюк, ведущий менеджер, BCS Food Industry, SystemGroup Украина

За последнее десятилетие эволюция в сфере упаковки развивалась стремительными темпами. Будущее в ее дальнейшем развитии зависит от совершенствования барьерных свойств новых материалов, которые позволят продлить срок хранения и сохранить товарный вид продуктов питания. Практически все западные передовые технологии по упаковке уже применяются на украинском рынке. Единственное, что пока не нашло распространения, так это технология производства упаковки с фиксированным весом для таких продуктов, как охлажденное сырое мясо (курица, свинина, говядина). Производители пока реализовывают данную продукцию в ящиках, что усложняет ее учет и создает неудобства для реализации этой продукции в больших супермаркетах. В то же, время технологии производства упаковки с фиксированным весом продукта уже давно используются в мире. Такие упаковки значительно легче складировать, вести учет и облегчают выбор покупателям в супермаркетах. На данном этапе наша компания вместе с Marel Food Systems внедряет эти технологии в Украине.

Константин Глушаница, консультант по продажам компании Innoware

Европейский рынок тяготеет к специализации. Уже давно является нормой, когда процесс упаковывания пищевых продуктов отдается специалистам, которые могут осуществить его в специализированных помещениях, с использованием автоматизированного оборудования, под контролем всех параметров и с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Надлежащая организация данного процесса в магазине обойдется ритейлору значительно дороже. Сегодня по требованию ритейлоров производители также стали наносить на упаковку продукции логотип торговой сети. Таким образом, сетевой магазин получает с производства полностью идентифицированный товар.

 

Источник: ros-net.ru


Вернуться

Каталог товаров